Вернуться на предыдущую страницу


На фоне провинциального строительства особняк В.Т. Асеева с его роскошными интерьерами привлекал не меньшее внимание, чем дом его брата в Тамбове.

Постройка представляет собой крупный двухэтажный объем, фасад которого отличается небольшой асимметрией, что является характерным приемом Л.Н. Кекушева. Стены фасада рустованы, причем применены два типа руста: крупный, массивный на первом этаже и более изящный на втором. Центр композиции занимает оригинально трактованный ризалит, подчеркнутый повышенным аттиком и массивным фигурным балконом с коваными металлическими ограждениями. Нетривиальность композиции заключается в том, что поле ризалита разделено на две части, в которых находятся по три равновеликих оконных проема, а его центр на уровне второго этажа занимает небольшая ниша, возможно, первоначально занятая скульптурой.

Со стороны главного фасада, в правом ризалите расположен главный вход в дом, выделенный объемом тамбура, который одновременно служит объемом для помещения второго этажа. В силуэте постройки он подчеркнут треугольным фронтоном над ризалитом и крупным окном-дверью второго этажа, заключенным в ордерную эдикулу. Пластическая разработка профилями и отделка полуциркульного проема эдикулы носят ярко выраженные черты почерка Кекушева. Капители колонн эдикулы и расположенная рядом растительная лепнина отличаются необыкновенной тонкостью и высоким качеством исполнения.

В левой части фасада расположена обширная лоджия, образованная невысокой колоннадой коринфского ордера. Такая, вмонтированная в тело дома лоджия, также как ее ордерное решение, находит аналогии проекте подмосковной Грачевки, выполненным Кекушевым. На боковом фасаде расположен служебный вход в дом, также подчеркнутый неглубоким ризалитом под треугольным фронтоном. Из него можно было попасть на основные этажи дома и в полуподвал, где располагались подсобные помещения.

Протяженный парковый фасад дома В.Т. Асеева откровенно асимметричен — его пластику определяют два ризалита — с левого угла и на поле фасада постройки с правой стороны, завершенные высокими прямоугольными аттиками. Перед этим фасадом была устроена большая поляна, за которой располагался пейзажный парк.

Убедительным доказательством авторства Льва Кекушева служили и роскошные интерьеры дома В.Т. Асеева и столичное качество их исполнения, резко выделявшиеся на фоне провинциального строительства и имевшие немало параллелей с домом Грачева в Ховрине и «асеевским дворцом» в Тамбове.

Особенно изысканно были отделаны залы второго этажа, где располагались парадные помещения дома - кабинет владельца, зал, аванзал, столовая, гостиная, библиотека («читальня»), которые несколько необычно сочетались с жилыми покоями — хозяйскими спальнями и будуаром хозяйки (традиционно жилые и парадные помещения в русских усадебных домах и особняках находились на разных этажах, жилые обычно размещались выше). Их необыкновенно изобретательный декор включал в себя роскошную деревянную отделку, выдающимся мастером которой был Кекушев, обильную стильную и качественную лепнину, щедро дополненную декоративной живописью, великолепие люстр, светильников и дверных полотнищ, соответствующих отделке стен, красивые оконные рамы и металлические детали — ограждения лестниц и балкона, а также мраморные камины. Для большинства элементов декоративного оформления архитектор обычно делал авторские эскизы.

Для лучшего отображения сайта мы принимаем файлы Cookie. Дальнейший просмотр сайта возможен только при условии соглашения использования файлов Cookie.